Автоаэрография на подъеме
Это легко можно определить по тюнинговым мастерским. Там таких "передвижных полотен" много... Понятно - для тех, кто заряжает свое авто по полной, живопись становится восклицательным знаком в фразе "Теперь такой точно ни у кого нет!". Некоторые энтузиасты и начинают-то тюнинг с рисунка...
Да, народ ударился в аэрографию. А спрос рождает предложение: в одной только столице - десятки мастерских. Плюс частные художники, берущие заказы время от времени. Это не значит, что у всех есть специальное образование, приличная техника, условия и просто хороший вкус. Потому уровень работ разный.
Для иллюстрации мы выбрали несколько удачных живописных копозиций и попросили комментария у Михаила - художника компании "Автоавангард".
Миша считает, что наша родная автороспись уже достигла высокого уровня. То есть всего пару лет назад еще учились у Европы, а сегодня дадим сто очков вперед западным художникам. Не все, но в целом!
В середине - конце 90-х были популярны разнообразные опасные твари, фантастические и реальные; копии сюжетов известных художников, чаще всего Сальвадора Дали или Бориса Валеджио. Рисунки стоили дорого, наносили их обычно на одну деталь, например капот. Сегодня все переменилось. Предпочтение отдается авторским работам, в фаворе более спокойные, не плещущие агрессией темы. И разрисовывать часто стали автомобиль целиком.
Однако по-прежнему народ любит зверюшек. Кровь и клыки ушли в прошлое, многие желают украсить машину портретом домашнего любимца. На втором месте некое космо, фантастика. На третьем - биомеханика, симбиоз железа и живой ткани. Причина такого хит-парада проста: редкий автовладелец доверится фантазии и вкусу художника. Впрочем, и не всякий художник возьмет на себя риск самостоятельно разработать сюжет. Тюнингующиеся кар-мены - самый капризный народ!
Так что выбор сюжета - это самый сложный момент. На то, чтобы хозяин принял окончательное решение, уходит до нескольких месяцев. Получается что-то сродни татуировке: украшение, имидж и свести трудно... За время тяжких раздумий художнику приходится делать множество эскизов будущей работы, стараясь угодить придирчивому заказчику.
Конечно, есть и знаменитые, признанные мастера - те работают свободно. Вот патриарх российской автоаэрографии Ильнур Мансуров - из таких. Устав от однообразия волков, акул, тигров и киноперсонажей, он увлекся фактурой природных материалов - например, камня. Есть автомобиль его работы, будто обтянутый тончайшим кружевом. Другой - Porsche - словно объят пламенем (вряд ли что-нибудь другое подошло этой жаркой штучке лучше).
У питерских мастеров из "АвтоАртСтудии" тоже есть своя визитная карточка. Это пластиковый бокс внедорожника, "обтянутый" джинсовой тканью. И сквозь туго натянутое полотнище "прорывается человек". Видно только один палец, вторая рука угадывается по контуру. Ну полное впечатление "живости"! Настоящий "гиперреализм". Работа Сергея Самусенко.
В недавно открывшейся московской фирме StreetAuto трудится художница Мария. Точнее, творит. Именно она показала нам, как наносят рисунок на автомобиль. К тому же мы смогли полюбоваться на несколько ее работ. Одна из первых - злобный гремлин, разрывающий металл. Рисунок на капоте выставлен в офисе - для удовольствия работников и привлечения клиентов. Самая последняя - BMW генерального директора... Показатель!
Между прочим, у разрисованного авто помимо эстетической ценности есть дополнительное преимущество, о котором многие забывают: перестает привлекать угонщиков. Его ж придется перекрашивать, теряя время и деньги! А по пути к "отстойнику" найдется немало любопытных ценителей живописи, которые посмотрят вслед. Вот вам и свидетели, и маршрут угона! Михаил, который сам ездит на Mercedes-Benz с портретом хаски на капоте, считает, что гаишники на привычных маршрутах давно запомнили его машину и теперь даже не глядят на документы - здороваются и отпускают.
Иногда художникам приходится восстанавливать свои (реже чужие) рисунки на машинах, попавших в аварии. Конечно, восстановление обходится дешевле, чем работа "с нуля", и все же стоит довольно дорого - как любой другой эксклюзив.
Тем, кто заказывает рисунок, Михаил советует подумать о страховке. Многие страховые компании предлагают эту услугу. А оценить живопись можно так, что страховщик полностью возместит ущерб, да еще и запас останется.
Деньги, деньги... От этого вопроса не уйти, когда идет разговор о доработке автомобиля, - тут все имеет свою цену. Мы точно знаем, сколько стоит спецраспредвал, колесный диск. А сколько стоит аэрография? Иногда художники называют цену "за деталь". Но до точного расчета здесь далеко - не забудьте еще согласование сюжета... Да, слишком много факторов влияет на цену: площадь рисунка, количество цветов, расход и стоимость материалов, деталировка и прочее, прочее. Впрочем, о чем говорить - живопись! И ничем не отличается от любого другого вида изобразительного искусства. Жаль только, жить будет поменьше...